— «Хонда Украина» покидает украинский рынок. Почему это произошло?
— Honda Motor Japan и Honda Motor Europe периодически проверяют бизнес в каждой стране и рассматривают варианты дальнейших действий, чтобы найти наиболее подходящий вариант для соответствующей бизнес-структуры именно в этом регионе. Решение передать управление брендом локальной компании мы проанализировали с различных сторон. Принимались во внимание многие аспекты, к примеру, размер рынка, перспективы его роста, характеристики продукта, конкурентная среда в целом и др. В сложившейся ситуации ведение бизнеса дистрибутора локальной компанией — наиболее приемлемое решение, если есть надежный партнер.
Мы не прекращаем работу в Украине и бренд Honda не покидает страну, потому что этот рынок имеет хороший потенциал роста, несмотря на сложность нынешних обстоятельств. К тому же мы ощущаем поддержку и лояльность к бренду Honda со стороны украинских потребителей. Компания «Прайд Мотор» и ее руководитель Сергей Дашко оказались теми партнерами, которым мы можем сегодня довериться.
— Почему именно «Прайд Мотор», принадлежащая Сергею Дашко, с июля 2015 г. стала новым дистрибутором техники брендов Honda и Acura в Украине?
— Господин Дашко связал свой бизнес с брендом Honda в 1992 г. Он имеет многолетний опыт работы с Honda и глубокие знания философии нашего бренда. Это решающее обстоятельство, которое позволило нам принять именно это решение при выборе партнера в Украине. Мы действительно считаем, что понимание философии Honda и применение наших принципов работы не только в бизнесе, но и в жизни — решающие факторы при выборе партнеров.
— Были ли другие претенденты на то, чтобы стать дистрибутором Honda и Acura в Украине?
— Мы рассмотрели несколько вариантов реструктуризации бизнеса. Другие претенденты были, но это — конфиденциальная информация.
— Это первый случай в истории Honda Motor Co., когда местная компания стала дистрибутором?
— Подобные случаи в деятельности компании уже были, но они не имеют системного характера. Это редкое исключение из правил.
— По вашему мнению, какие преимущества у такого (местного) дистрибутора?
— В столь сложной и непредсказуемой ситуации, как в Украине, управление бизнесом локальной компанией — это сильное преимущество. Появляется возможность быстрого реагирования и принятия решения, основываясь на отзывах и желаниях потребителей страны, возможность лучше ощущать менталитет клиентов и транспонировать это в бизнесе. Мы уверены, что компания «Прайд Мотор» будет успешно развивать бренды Honda и Acura в Украине.
«МЫ БУДЕМ ВОЗВРАЩАТЬ СЕБЕ НИШУ КОМПАКТНЫХ КРОССОВЕРОВ», —
заявляет Сергей Дашко, владелец компании «Прайд Мотор», официальный дистрибутор Honda и Acura в Украине
— Компания «Прайд Мотор» теперь является эксклюзивным дистрибутором техники Honda Motor Co. в Украине?
— Да. Если быть точным, то «Прайд Мотор» — официальный дистрибутор автомобилей Honda и Acura, а также мотоциклов Honda. Еще одно направление — силовую продукцию Honda — представляет моя компания «Днипро Мотор».
— Чего вам стоило получить такой статус и к чему это обязывает?
— Если говорить о стоимости, то за эксклюзивность или официальность мы ничего не платили. Но нам поставили несколько условий, которые необходимо выполнить. К примеру, компания «Прайд Мотор» должна выкупить активы Honda в Украине (офисное здание с учебным центром, склады с продукцией) и сохранить монобрендовость, т.е. не заниматься импортом автомобилей других брендов, конкурирующих с Honda. Есть еще ряд других весомых условий, которые в нынешней рыночной ситуации тоже являются для нас серьезными рисками. Для конечного потребителя смена компании-импортера пройдет незаметно, по крайней мере, на качестве продукции и сервиса это не отразится.
— Насколько статус официального дистрибутора интересен с точки зрения получения дополнительной прибыли?
— План продаж предприятия на текущий год — около 300 автомобилей, оборот — ориентировочно $12 млн. И если ситуация на рынке не изменится, мы можем оказаться в убытке. Но прогнозирование сегодня — необычайно сложное занятие. К примеру, в начале года предполагаемый объем рынка новых автомобилей в Украине оценивался примерно в 80 тыс.ед., а сегодня мы понимаем, что этот показатель уже уменьшился до 30-35 тыс.ед. В столь динамичных условиях планирование на три-пять месяцев уже называется долгосрочным.
— Компания Honda хочет, чтобы вы сосредоточили свой бизнес исключительно на их бренде. Но ведь у вас есть собственное фермерское хозяйство. Не помешает ли это обстоятельство сконцентрироваться на продвижении продукта Honda в Украине?
— Да, действительно у меня есть фермерская компания «Азорель». Однако я уже достаточно уделил ей времени в период становления бизнеса, и сейчас в этой компании есть самостоятельная команда. Кстати, я развиваю еще один интересный и важный для Украины проект, связанный с автодорожным покрытием. Оба упомянутые мною направления являются обособленными и развиваются без моего ежедневного участия. 95% времени я посвящаю работе в «Прайд Мотор», где я не просто инвестор или собственник, а непосредственный участник операционной деятельности предприятия. Мое внимание полностью сосредоточено на бизнесе, связанном с брендом Honda.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние дилерской сети Honda в Украине?
— Дилерская сеть полностью сформирована. В ее составе 24 автодилера Honda. В 2013 г. их было 33, но, к сожалению, приостановили или частично приостановили работу предприятия в зоне конфликта в Донбассе и в Крыму. Имеется также три дилера премиум-бренда Acura, 21 дилер мотоциклов и 20 — силового оборудования. Наша дилерская сеть не загружена. Вскоре мы займемся более подробно оценкой ситуации и будем советоваться с дилерами относительно дальнейших действий.
— На какие объемы продаж рассчитываете?
— Ситуация на украинском рынке далека от оптимистичной. В нынешних условиях около 2% рынка нас устроило бы (500 авто при объеме рынка в 25 тыс.ед.). Сейчас у нас — 1,4%. Увеличить долю рынка — наша цель на ближайшее время.
— До каких пределов может сократиться объем автомобильного рынка в нынешнем и в следующем годах?
— Это вообще не прогнозируемо. В докризисном 2008 г. продавалось более 600 тыс. новых легковых автомобилей, сейчас — лишь 35 тыс. Падение — в 17 раз. За это время пережили, как минимум, два кризиса. Сегодня мы видим, что общее падение рынка продолжается, хотя его темпы замедляются. И это, пожалуй, весь позитив в прогнозе на следующий год.
— Как изменится политика дистрибутора?
— В целом политика компании не изменится. Хотя мы планируем в следующем году завезти на украинский рынок очень ожидаемую модель автомобиля — HR-V. Это перспективная ниша в Украине. В 1998 г. Honda создала прецедент, выпустив межсегментный автомобиль, — компактный кроссовер. Но он опередил свое время, и в 2006 г. его производство было остановлено.
Однако, к примеру, Nissan Juke за этот период закрепился на рынке и сейчас хорошо себя чувствует. Мы будем возвращать себе эту нишу. К тому же «Прайд Мотор» в 2015 г. импортирует в Украину обновленные модели автомобилей CR-V и Pilot. Бюджетных автомобилей в ассортименте ожидать не стоит. Honda — это в первую очередь качественная продукция по разумной цене. Этой политики производителя «Прайд Мотор» будет придерживаться и впредь.
— В структуре выручки автодилеров на развитых западных рынках маржа от продажи машин близка к нулю. Основная прибыль — от сервиса. По какой модели будет развиваться дилерский бизнес представляемого вами бренда?
— Как вы правильно отметили, такой расклад — на развитых рынках. Украинский же пока не имеет подобного статуса. В 2013 г. в структуре доходов дилера 70% составляла прибыль от продажи автомобилей и только 30% приносил сервис. Сегодня мы видим обратную пропорцию: основной доход (около 80%) — от обслуживания. Но такая ситуация сложилась по причине кризиса, но никак не от развитости рынка. К сожалению, этого дохода абсолютно недостаточно для возврата уже вложенных инвестиций. Так что продажи автомобилей, безусловно, необходимы.
— На какую выручку рассчитывает «Прайд Мотор» в 2016 г.?
— Это будет зависеть от объемов реализации. Но выручку нельзя приравнивать к доходам. С нашим объемом продаж она составит около $12 млн, но мы можем закончить год как с прибылью, так и с убытками. Конъюнктура рынка пока не благоприятствует бизнесу импортеров.
— Что самое сложное в вашей работе и в деятельности вашей автомобильной компании в Украине?
— Украинский рынок имеет большой потенциал с отложенным на неопределенное время спросом. Этот фактор определяет небольшие (маленькие, по меркам заводов-изготовителей) объемы продаж, которые, в свою очередь, влияют на всю автоиндустрию, в том числе повышая цены на продукцию и запасные части, ограничивая модельный ряд, комплектацию и т.д.
В таких условиях нужно каждый раз доказывать производителю, что нам необходимо именно такое количество автомобилей и именно заказанных моделей. В 2014 г. в мире Honda продала более 4 млн автомобилей и почти 17 млн мотоциклов. Доля Украины в этих продажах крайне мала. Вместе с тем у нас с Honda Motor Co. партнерские отношения и налаженные контакты, в том числе и на личном уровне. Поэтому на украинском рынке мы чувствуем себя уверенно. В то же время нестабильность экономики, финансов, законодательства, похоже, является визитной карточкой Украины в течение последних 24 лет. Повторений практически нет — это, наверное, и есть главная сложность или особенность украинского рынка.
Тошиаки Микошиба, президент Honda Motor Europe:
«Я считаю, что «Прайд Мотор»имеет все возможности, чтобы полностью раскрыть потенциал успешного управления бизнесом. Наш партнер глубоко понимает менталитет украинских потребителей и способен быстро адаптироваться к изменчивым условиям рынка».
БИЗНЕС №32 (1175)
Источник: honda.ua